Монография Н.Ц. Цибудеевой «Бурятская вокальная школа, её истоки. Факторы становления»
Монография посвящена одному из ведущих направлений национального профессионального искусства, сосредоточившемся главным образом, в государственном академическом театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова и республиканской филармонии. В ней рассматриваются условия формирования и развития певческих склонностей народа и его отдельных талантливых представителей, пришедших за кратчайший срок путь от народно-натуральной манеры пения до европейского оперно-концертного эталона.Факт появления вокальной школы в Бурятии автор обосновывает с точки зрениясоциально ориентированной культурной политики Советской власти, фонетического строя материнского языка и наличиязначительного количества оперных и песенных произведений, созданных композиторским сообществом республики.
Книга обнимает широкий пласт историко-музыкальных явлений, касающихся специфики оперно-вокального искусства от древности до современности, оснванных на базе большого круга литературы и собственных обобщений. Наряду с культурно-историческими предпосылками возникновения бурятской вокальной школыздесь рассматриваютсяособенности этнического вокального искусства, состоящего как из утилитарно-прикладных форм, так и певческих образцов этическогосвойства в донесениидо народа его духовных ценностей и идеалов.
С установлением на территории республики советской власти появилась возможностьприобщения к мировым музыкальным богатствам благодаря действенной помощи опытных специалистов из центра, подвижническими усилиями которых закладывались основымузыкального образования, а вместе с тем обозначался вектор развития оперного театра.В создании верной исторической картины развития оперно-вокального искусстваРеспублики Бурятия автором предложен поколенческий подход, складывавшийся на протяжении ХХ столетия и краткие творческие портреты персоналий – участников творческого процесса.