Преподаватели ВСГИК на международной театральной конференции в Москве

 05.10.2016 г.

21-26 сентября в Москве прошла III Международная научно-практическая конференция «Лаборатория актера и режиссера: современные подходы к изучению евразийской театральной пластической культуры XX-XXI столетий»

Конференция собрала большое количество мастеров, практиков и теоретиков по пластическому искусству на сцене, драматической, классической и клоунадной пантомиме, в том числе и педагогов по пластическому воспитанию Восточно-Сибирского института культуры и искусств.

Программа была более чем насыщенной за пять дней было проведено 17 мастер-классов, тренингов, показано 5 спектаклей, в том числе и две одноактовки в исполнении III курса студентов ВШ К. Райкина – первый по офортам Гойи, второй на известную музыку из Кармен-сюиты. Также были выслушаны 22 доклада по самым различным темам, затрагивающие также аспекты, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к пантомиме, но на сегодняшний день актуальные для дальнейшего развития пластического искусства на театральной сцене XXI века.

Рабочий график начинался с 10 ч. утра и продолжался до 10 ч. вечера. Помимо официальных мероприятий были интересные встречи, знакомства, дискуссии, продуктивный обмен мнениями в неофициальной обстановке. Атмосфера была дружественная, открытая, доброжелательная. Чему во многом способствовали встречи с людьми через три года после предыдущей конференции, а с некоторыми и спустя многие годы. В общем, собрался круг единомышленников, соратников, людей искренне любящих искусство, театр, пантомиму, которые, несмотря на свою малочисленность, по сравнению с другими театральными жанрами и направлениями, занимают важное место в театральном мире. Тон воодушевления, любознательности, предвкушения новых открытий конференции задала встреча участников и слушателей с К.А. Райкиным в первый день.  Константин Аркадьевич в свойственной ему манере много рассказывал о встречах и событиях из своего прошлого, когда он впервые увидел Марселя Марсо и загорелся желанием также владеть своим телом, создавать целый мир с помощью пластики и жеста, о Майкле Джексоне, о ребятах – зачинателей движения пантомимы в советское время. Поделился своим мнением об актуальности пластического воспитания у современного актера, а также о необходимости в современном театре полностью отдаваться сцене, творчеству без всякой халтуры и «полуноги», что сегодня такая тенденция остается для отечественного театра большой проблемой, привыкшего полагаться на снисхождение публики, панибратские отношения с деятелями культуры и чиновниками.

На этот раз конференция проходила в современном, хорошо оборудованном здании Высшей школы сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»), технически великолепно оснащенном, со множеством площадок для тренингов, показов, выступлений, проведений дискуссий, с библиотекой с необходимыми медиа и видео-ресурсами, компьютерным залом (для студентов школы и участников конференции бесплатно), кафе-столовой, местами для отдыха, лифтами и т.д.

Нынешняя конференция, на мой взгляд, занимает особое место в вопросе не только пластического театра, но и вообще театра. Так как она охватила самые разные стороны пластического искусства актера – от традиционной пантомимы до современной пластики (школы импровизации «Viewpoints», танца Buto, тренинга Модриса Тенисонса и др.). Показала пути освоения нового пространства, одним из которых это продолжение слияние слова, пластики, песни, танца, что стало заметной тенденцией в отечественном драматическом театре в последние годы. Другой путь, это уход в сторону антропологического и культурологического анализа, в концепцию «театра жестокости» А. Арто, туда, где пластика, жест, тело человека служит инструментом для изучения давних событий истории, метафизического составляющего человека, его самопознания. И следующее направление, это становление евразийского театра, большая роль в которой отводится пантомиме, пластическому искусству как языку международному, соединяющему такие разные и в тоже время говорящие об одном и том же, театральные культуры Запада и Востока.

кан. иск. доц. каф. ТИ Манзарханов Э.Е.