Использование социальных сетей в процессе обучения и воспитания студентов
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Выпускник современной школы должен уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления; четко осознавать, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены в окружающей действительности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования и требуют совершенствования форм и методов воспитательной работы. Инновационные технологии становятся ведущими в образовании и воспитании.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях, которые являются сегодня неотъемлемой частью жизни человека. Среда, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Большую часть своего свободного времени современные студенты проводят в социальных сетях. Для подростков социальная сеть стала инструментом самовыражения. В виртуальном мире значительно легче демонстрировать себя, реализовывать идеальный образ, т.к. главное значение имеет ощущение собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальной жизни. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о собственных обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Преподаватели должны ставить перед собой ряд важнейших задач, направленных на модернизацию системы воспитания образовательного учреждения, поиск новых средств и способов решения данной проблемы.
В связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед преподавателями и студентами открываются широкие возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Эти веб-сервисы и сети постепенно становятся той социально- информационной средой, в рамках которой можно решить многие педагогические задачи новых стандартов образования, требующие применения радикально новых методов и форм обучения. Однако, основное их назначение – развлекательное. Поэтому, для того чтобы превратить привычное пространство в среду для самообразования – необходимо преподавателю, которому отводится роль координатора или тьютора заняться изучением этой среды.
Можно выделить основные возможности использования социальных сетей в процессе обучения и воспитания.
- Организация индивидуальной, коллективной и групповой работы студентов. Сочетание групповых и индивидуальных форм работы способствует лучшему усвоению и понимаю учебного материала. Преимуществом применения социальных сетей является то, что есть возможность коллективной оценки результатов и процессов работы. Неоспоримым фактом является то, что с помощью социальных сетей можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут студентов и использовать его как пространство для организации дистанционного обучения.
- Организация учебной и внеучебной работы.
Возможность проведения различных конкурсов, презентаций, видеороликов с использованием социальных сервисов и сетей могут помочь куратору в его работе, если использовать их как информационную среду, в которой будет размещаться информация о различных мероприятиях. - Организация проектной деятельности обучающихся. Социальные сети могут стать площадкой для создания индивидуальных и сетевых проектов обучающихся. Может позволить участникам реализовывать свои проекты, получить знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и необходимые ресурсы, обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию в области проектирования или работы в креативных индустриях, IT и цифрового производства.
- Обмен ресурсами и информацией. Социальные сети позволяют сохранять, публиковать и обмениваться информацией всем участникам учебно-воспитательного процесса. При формировании контента для обучающихся стоит помнить одно простое правило – весь дополнительный полезный материал должен искать и добавлять преимущественно сам студент. Самостоятельная поисковая деятельность будет способствовать активизации познавательной деятельности. Кроме того, самостоятельно добытое знание – является самым прочным знанием
- Возможность непрерывного образования и самообразования. Непрерывность образовательного процесса понимается как продолжительное взаимодействие между участниками в любое подходящее время. Кроме того, есть возможность консультирования по домашнему заданию или осуществления информационной поддержки тем студентам, которые пропускали занятия. Личная страница преподавателя или группа может содержать много видеоуроков, книг, учебных пособий и других материалов для изучения его предметов.
- Организация взаимодействия между участниками. Социальные сети становятся эффективным инструментом коммуникации участников образовательного процесса, как внутри, так и за пределами учебных заведений. С их помощью есть возможность всегда оставаться на связи с обучающимися и их родителями.
- Возможность создания портфолио личностных достижений обучающихся и преподавателя. Использование социальных сетей при создании электронного портфолио позволяет в яркой, интерактивной, доступной и понятной форме представить многие результаты и достижения.
- Создание городских и региональных сообществ для повышения качества и эффективности обучения. Социальные сети предоставляют широкие возможности для поддержания отношений между участниками различных семинаров, конкурсов, конференций, обмен идеями и мнениями.
Использование социальных сетей в учебном процессе может стимулировать развитие творческих способностей, познавательного интереса студента, а также повысить мотивацию к учебной деятельности. Внедрение социальных сетей в образовательный процесс позволит расширить единое информационное пространство института, создать открытые и доступные образовательные ресурсы для студента, сформировать новую информационную культуру мышления участников образовательного процесса.
Использование возможностей социальных сетей. Плюсы и минусы социальных сетей.