Молодежная политика и воспитательная деятельность с обучающимися во ВСГИК

Редько Татьяна Леонидовна
Редько Татьяна Леонидовна

проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО ВСГИК, кандидат экономических наук, доцент.

Воспитательная работа со студентами является одним из важнейших направлений учебно-образовательной деятельности вуза. Воспитание в вузе встраивается не отдельным элементом внеучебного воспитательного действия, а представляет собой необходимую органическую составную часть педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Воспитательная работа в вузе является важным условием формирования обучающегося как творческой, всесторонне развитой личности, гражданина-патриота, способного принимать осмысленные решения с учетом социальных, этических, культурных, геополитических, экологических аспектов.

Цель воспитательной работы и молодежной политики во ВСГИК – создание оптимальных условий для профессионального и личностного становления обучающихся, индивидуально-личностной самореализации, эффективной адаптации к образовательному процессу, качественному освоению основной профессиональной образовательной программы и удовлетворения потребностей молодежи в их нравственном, культурном, патриотическом, гражданском, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии.

Координацию воспитательной деятельности между всеми уровнями в институте осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе - Редько Татьяна Леонидовна, доцент, к.э.н. 

Исходя из поставленной цели, основными направлениями и задачами молодежной политики и воспитательной деятельности во ВСГИК являются:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, национальным, культурным и иным традициям народов Российской Федерации;
  • Обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма;
  • Поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление социальных услуг молодежи;
  • Содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи, поддержка инициатив молодежи;
  • Организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни;
  • Поддержка молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодежи и молодых семей;
  • Содействие образованию молодежи, научной, научно-технической, проектной деятельности молодежи;
  • Выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
  • Развитие института наставничества;
  • Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
  • Поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
  • Поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
  • Содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • Содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
  • Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
  • Поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в социальных сетях, в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи нашей страны;
  • Поддержка инициатив студентов в развитии грантовой и проектной деятельности;
  • Проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики и др.

Основным средством осуществления такой деятельности является воспитательная система и соответствующая ей Рабочая программа воспитания и Комплексный план воспитательной работы.

Программа воспитания является частью ОПОП, разрабатываемой и реализуемой в соответствии с действующим ФГОС ВО

Концептуальными основаниями для организации воспитательной деятельности во ВСГИК являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г.;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 6 марта 2018 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.»;
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
  • Распоряжение Правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № ВК-262/09 и № ВК-264/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях»;
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации».

Воспитательный процесс строится на нескольких уровнях и имеет следующую структуру:

  1. Институтский уровень – проректор по учебной и воспитательной работе, институт кураторства ВСГИК;
  2. Уровень факультета – деканат, кураторы во воспитательной работе факультета;
  3. Кафедральный уровень – заведующий кафедрой, кураторы направлений подготовки.

Основные функции управления воспитательным процессом в рамках института принадлежат Институту кураторов ВСГИК. Председателем Института кураторства ВСГИК является Сергеева Е.Б., старший преподаватель кафедры СКД.