Результат реализации совместного проекта Центра создания креативных прототипов и Этнографического музея народов Забайкалья представлен в новом выставочном пространстве

 06.02.2024 г.

1 февраля 2024 года в Этномузее открылась реэкспозиция Деважин дугана Тамчинского дацана

Макет установлен в Деважин дугане, который был передан музею в 1973 году и доступен для всех посетителей Этномузея.

Более полугода команда Центра прототипирования ВСГИК работала над созданием диорамы (макета) Тамчинского дацана. Заказ Этнографического музея народов Забайкалья стал для ЦСКП большим путешествием в мир научных и творческих изысканий. В начале совместного творческого пути стало понятно, что впереди нас ждет очень кропотливая работа, требующая основательного изучения объекта, точных расчетов и понимания ответственности за конечный результат.

Расположенный в местности Тамча Гусиноозерский дацан, являвшийся до 1930 года резиденцией Пандита Хамбо-лам, на протяжении своей истории менял месторасположение, перестраивался, достраивался, ремонтировался, носил названия Хамбинский, Тамчинский, Хулуннурский.        Он оказал влияние на становление буддийской архитектуры в Бурятии и России в целом. Тамчинский дацан является объектом культурного наследия федерального значения.

В работе над проектом было принято решение взять за основу фотоальбом «Тамчинский дацан», издание которого было приурочено к 275-летию монастыря. Материалы были написаны на основе исторической записки 1989 года из научно-проектной документации для реставрации дацана. Подробное описание дацана, особенностей его архитектурной трактовки, истории возведения, разрушения и возрождения дал известный советский архитектор, художник, проектировщик Людвиг Карлович Минерт в труде «Памятники архитектуры Бурятии». Собственно его план Тамчинского дацана и стал отправной точкой диарамы. Команда Центра предварительно посетила дацан, где были проведены выездные консультации, выявленные материалы использовались в работе над макетом.

Основные сложности состояли в том, чтобы при масштабировании (1:100) избежать схематичности в передаче архитектурных форм. Изготовление деталей из ABS и SLA-пластика также было непростым с учетом технических возможностей, печати множества мелких фрагментов, передачи орнаментальных тонкостей, выбора цветовой гаммы и окрашивания. В технологическом процессе были использованы возможности нейросети, при помощи которой были созданы образы буддийских монахов, в том числе задействованные в мистерии «Цам».

Говоря о значении проекта по изготовлению макета Тамчинского дацана, необходимо подчеркнуть его направленность на приобретение и развитие знаний об основах учения и истории буддизма, имеющих сегодня особую актуальность. Специалистам Центра прототипирования удалось передать всю красоту и уникальность этого признанного исторического и архитектурного памятника.