Золотые маски академии

 11.09.2015 г.

В 2015 году театровед и искусствовед ФГБОУ ВО ВСГИК Валентина Цыреновна Найдакова была награждена престижной российской национальной театральной премией «Золотая маска» в номинации – «За вклад в развитие театрального искусства».

Начиная с середины 2000-х в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств появилась новая тенденция – получение престижной российской национальной театральной премии «Золотая маска» выпускниками и членами преподавательского состава академии.

Первая  «Золотая маска» - специальный приз жюри музыкального театра в номинации «Новация» в 2005 году «за высокохудожественную самобытную вокальную импровизацию» в роли Хранительницы в спектакле "Песни дождя" театра пластической драмы "ЧелоВЕК" им. Нелли Дугар-Жабон была вручена  преподавателю кафедры сценической речи Людмиле Борисовне Глуховой.

Л.Б. Глухова в 1987 году окончила Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств. В 1992 году окончила Санкт-Петербурскую государственную академию театрального искусства. После чего вернулась в Улан-Удэ и стала работать преподавателем по сценической речи во ВСГАКИ на курсе первого набора студентов студии пластики и пантомимы "Аз-Арт" (рук. И.Л. Григурко), впоследствии ставшего театром пластической драмы "ЧелоВек".

Продолжая работать преподавателем академии, в 1997 г. Людмила Борисовна становится актрисой театра-студии "Аз-арт". Принимает активное участие в различных шоу - проектах театра, в пантомиме - спектакль-кич "Три новеллы: черная, красная, белая", где полностью раскрываются её уникальные, вокальные данные. Когда выпустилось третье поколение театра "Аз-арт - ЧелоВек" в 2004 г. Людмила Борисовна покинула родную академию и вместе с театром переехала в г. Омск, где у воспитанников И.Л. Григурко начался новый этап творческого пути в жанре пластической драмы. На сегодня у Людмилы Борисовны также есть и сольный спектакль "Берегиня", который с большим успехом прошёл на творческой лаборатории «Театр третьего тысячелетия - театр будущего» в г. Иркутске в 2012 году.

Вторая  "Золотая маска" в 2008 году была вручена профессору кафедры театрального искусства, режиссеру Туяне Баяртуевне Бадагаевой - премия - за лучшую работу режиссера в спектакле "Небесный аргамак" театра "Ульгэр".

Т.Б. Бадагаева окончила Восточно-Сибирский институт культуры и искусств в 1975 и стала режиссером Барагханского театра. Постановки: «Черт в сундуке» Ц. Шагжина, «Сердце матери» Н. Балдано, «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву, «Песня весны» Ц. Шагжина, «Сэрэмпэл» Х. Намсараева. В 1977–1979 училась в ассистентуре-стажировке в РАТИ (ГИТИСе). Постановки: «Палата № 6» по А. Чехову, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Оркестр» Ж. Ануйя, «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Васса Железнова» М. Горького в учебном театре, «Будамшу» Ц. Шагжина, «Бальжин хатан» Д. Эрдынеева в Бурятском театре драмы. В Театре кукол «Ульгэр» поставила спектакли: «Белый верблюжонок» Ц. Дондоковой, «Год быка» К. Сая, «Мудрая корова» Г. Башкуева, «Котик-Мотик» Я. Запольских, «Шанс для попугая» П. Тодоровского, «Урок танца» по Г.Х. Андерсену, «Пойти и не вернуться» по В. Быкову, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, «Мумитролли встречают Новый год» по Т. Янсон. Преподает в Академии культуры и искусств. Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия.

Сегодня, Туяна Баяртуевна продолжает работать, ставить спектакли в народных театрах Бурятии, два спектакля были поставлены в Горноалтайском национальном драматическом театре им. П.В. Кучияка: «Гамлет» У. Шекспира, «Цена слёз» по пьесе «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо. В прошлом году выпустила очередной курс режиссеров драмы и НХТ заочного отделения. На сегодняшний день ведёт ещё два курса очного и заочного отделений режиссеров любительского и профессионального театров.

Следующий лауреат в этой эстафете перехватывает ученик Туяны Баяртуевны и выпускник курса Вампилова Б.Н. Борис Константинов. В 2009-м совместно с другими постановщиками Алексеем Шишов, Денисом Шадриным за спектакль "Ленинградка" и затем подряд в 2013 году за спектакль "Снеговик", в 2014 году за спектакль "Кармен" в номинации "Лучшая работа режиссера" кукольного театра. В 2013 году (как сообщается в интернет-новостях от 19 сентября 2013 г.) Бориса Константинова приглашают на должность главного режиссёра легендарного театра кукол им. С.В Образцова.

Борис Анатольевич Константинов окончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ по специальности «режиссура драмы» в 1993 году и СПГАТИ по специальности «режиссура театра кукол» – курс Н. Наумова в 1998 году. Работал в театре марионеток в Германии. Ставил спектакли в России и за рубежом, преподавал в СПГАТИ. Один из авторов проекта «Karlsson Haus». С октября 2013 главный режиссер Театра кукол им. С.В. Образцова. Среди постановок: «Лисенок-плут», «Пит и Муф» в Бурятском театре кукол «Ульгэр», «Это было зимним летом…» в Уфимском театре кукол, «Цветы для девочки Иды» по Г.Х. Андерсену, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Черта-а-а!» в Учебном театре на Моховой, «Гусенок» в театре кукол «Бродячая собачка», «Считаем до пяти», «Птицы», «Волшебное перышко» в Театре марионеток им. Е.С. Деммени, совместно с Д. Шадриным, А. Шишовым – «Мой Карлссон» в театре-студии «Karlsson Haus» и «Ленинградка» в театре-студии «Куб», «Сказка о попе и работнике его Балде» по А. Пушкину в Вологодском театре кукол, «Нам пора идти» по мотивам пьесы «Синяя птица» в театральной компании «Открытое пространство» в Санкт-Петербурге, «По ту сторону Гоголя» − совместная постановка Сахалинского театра кукол и Творческого объединения «КультПроект», «Палата № 9» по мотивам повести А. Чехова «Палата № 6» − совместная постановка Кировского театра кукол и Творческого объединения «КультПроект», «Поехали!» в Московском театре кукол, «Волшебное кольцо» по Б. Шергину в Архангельском театре кукол, «По дороге к солнцу» в Каунасском театре кукол, «Дюймовочка», «Снеговик» по Г.Х. Андерсену, «Все другие и собака» по мотивам стихов В. Левина и Р. Мухи в Театре кукол им. С.В. Образцова.  

И вот в этом, 2015 году, эту славную традицию продолжила ветеран нашей Альма-матер, в прошлом актриса Бурят-Монгольского театра, ученица выдающегося педагога актерского мастерства и режиссёра Демидова Н.В., театровед и искусствовед, соратник и учитель, идейный человек, эзотерик и просто хорошая женщина и душевный человек – Валентина Цыреновна Найдакова. В номинации – «За вклад в развитие театрального искусства».

Театровед, профессор кафедры теории и истории искусств и литературы Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, доктор искусствоведения, член-корреспондент Сибирского отделения Российской академии наук, академик Международной академии наук. Заслуженный работник культуры и Заслуженный деятель науки Бурятской АССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии Республики Бурятия. Награждена медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд» РФ, Почетными грамотами Народного Хурала и Министерства культуры Республики Бурятия, медалями Республики Бурятия.

Окончила актерское отделение Улан-Удэнского театрально-музыкального училища в 1949. В 1949−1958 актриса передвижного Бурят-Монгольского драматического театра, в котором сыграла около 50 ролей, среди которых: Катерина – «Гроза» А. Островского, Настя – «Первая весна» Г. Николаевой и Э. Радзинского, Лаура – «Домовой» Э. Вильда, Надежда – «Враги» М. Горького, Валентина – «На той стороне» А. Барянова, Му-Лань − «Ясное небо» и Сы Фын − «Тайфун» Цао Юя, Маша – «Кремлевские куранты» Н. Погодина, Софья – «Горе от ума» А. Грибоедова, Сырма «Ровесники» Б.-М. Пурбуева, Лена Твороженкова − «Счастье» П. Павленко. Одновременно училась в Бурятском педагогическом институте, затем – на филологическом факультете Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова, который окончила в 1955. Заведовала отделом критики журнала «Байкал».

Поступила в аспирантуру Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). В 1962 защитила диссертацию, став первым в Бурятии кандидатом искусствоведения. С 1962 преподает в Восточно-Сибирском государственном институте культуры (ныне – Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств) в Улан-Удэ. Член Ученого совета и Редакционно-издательского совета академии, с 1982 – профессор. В 1980 защитила во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствоведения докторскую диссертацию «Бурятский драматический театр. От возникновения до 1970-х годов». Автор более 150 научных трудов по театроведению и театральной культуре Сибири, среди которых пять монографий, индивидуальные и коллективные учебные пособия. Ею создана целая школа театроведов, известных в России и работающих в вузах культуры и искусства по всей стране от Владивостока до Санкт-Петербурга, в странах СНГ и в Монголии. Среди монографий «Современный бурятский драматический театр» (1962), «Театральные портреты: актеры Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева» (1984), «Национальные театры Сибири»: «Якутский театр» (1 выпуск, 1998), «Тувинский театр» (2 выпуск, 1999), «Театры Бурятии» (3 выпуск, 2011), «Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева – последняя четверть ХХ века» (2005).

Бессменный руководитель профессиональной творческой секции критиков Союза театральных деятелей Республики Бурятия, долгое время член художественного совета Министерства культуры Республики Бурятия, член совета Национальных театров России, работала в секции критики при коллегии Министерства культуры СССР.

На церемонии вручения Валентина Цыреновна произнесла золотые слова о Великом предназначении и смысле Театрального искусства, необходимости творчества, всех кто связан со сценическим искусством, для простых людей – «чтобы не забывали, что кроме телесной оболочки, у людей есть трепетная душа, глубинный дух и интеллект» (более подробно смотрите видеозапись в интернет-ресурсах на офицальном сайте телеканала «Культура»). Как позже призналась Валентина Цыреновна «оказывается моя речь глубоко затронула некоторых слушателей, участников фестиваля, потому что, после окончания церемонии, её догнали за кулисами и выразили благодарность за её слова». Многие актеры на сегодня, видимо часто задаются этим вопросом, в чём смысл Театра и его предназначение, ища опору для своего творчества, и в этом заслуга театроведов, критиков, тех кто занимается теорией театра, суметь для каждой эпохи найти объяснение для нового поколения практиков театра в чем предназначение этого непростого, сложнейшего вида искусства.

Мы поздравляем наших золотомасочников, не можем не выразить восхищения их трудом, часто безвозмездным и поэтому они для нас всегда пример, образец служения Искусству, Театру, Науке. Без процветания этих феноменов общество, культура, народ, а вместе с ними и страна, государство неизбежно погибнет. Это должны понимать сегодня, как никогда, те, кто стоит у руля власти, что через десятилетия их действия проявятся и отразятся на их детях, внуках и правнуках, а уж в какую сторону, позитивную или в сторону всеобщей деградации, это во многом зависит и от них!

Кандидат искусствоведения Манзарханов Э.Е.